Человек - это переходное существо
и его становление ещё не закончено.
В земной эволюции человеку предстоит осуществить знаменательное свершение - сделать Шаг к сверхчеловеку.
V. С В Е Т
Тот, кто обрел подлинную мудрость,
поклоняется Верховной Личности Бога
как своему духовному учителю,
Божеству и источнику жизни.
Шримад-Бхагаватам (11.2.37)
Дата обновления: 2023-11-29 Автор:к.т.н. с.н.с. Виктор Владимирович Башков
е) Любовь к преданному
Как - то Нимай подобрал на дороге грязный глиняный горшок. Шачимата воскликнула с раздражением: “Ну почему Ты не отличаешь чистое от грязного? “. “Мама, - ответил Нимай с состраданием в голосе, - весь мир сбит с толку, не понимая таких простых вещей! В этом мире нет ничего, кроме земли, воды, огня, воздуха и неба. Эти пять элементов - внешняя энергия Верховной ЛичностиБога, служение лотосным стопам которого является сутью всех религий“ /2, с. 58/.
А однажды в Навадвипу пришел странствующий брахман. Это был чистый преданный Господа Кришны и за долгие годы странствий он обошел множество святых мест, омывшись в благословенных водах многих священных рек и озер, а потому от него исходило тонкое духовное сияние. Джаганнатха Мишра пригласил святого в дом, сам омыл брахману стопы, усадил на почетное место и стал готовить необычные и восхитительные на вкус блюда, чтобы предложить все лотосным стопам Господа Кришны. Когда же брахман погрузился в медитацию на Верховного Господа, Шри Чайтанья - Высшая душа в сердце каждого - голенький и весь в пыли появился в пустой комнате. Казалось, сияние солнечного дня вошло вместе с Ним в небольшую алтарную. Улыбаясь, Нимай протянул ручку к тарелке, что стояла на алтаре, взял пригоршню риса и с наслаждением положил Себе в рот. Глядя на Него широко раскрытыми от изумления глазами, брахман схватился за голову. Джаганнатха Мишра, увидя, как Нимай с нескрываемым удовольствием жует рис, еле сдерживая гнев, молча подхватил сына на руки. Боясь, как бы непоседливый Нимай снова не испортил подношения, Его отвели к соседям. “Что плохогоЯсделал?“ - с невинной улыбкой удивления на лице, как осенняя луна, спрашивал Господь. “Брахман сам позвал Меня. Я всегда принимаю пищу, приготовленную брахманами“. Но никто не понял Его слов - так могущественен покров иллюзии, скрывающий Господа. Тем временем брахман закончил готовить и снова склонился у алтаря, с любовью предлагая Господу свое подношение. Он погрузился в размышления о Гопале, но Шри Чайтанья, Высшая Душа, знал все. Очаровав сердца соседей, Он незаметно оставил их и с той же неземной улыбкой вошел в комнату, где святой гость, прикрыв глаза, негромко пел молитвы. На цыпочках подойдя к алтарю, Нимай снова запустил ладошку в тарелку, поспешно запихал в рот рис и стремглав выбежал вон. Брахман, как громом пораженный, смотрел Нимаю вслед, не веря своим глазам, и еле слышно проговорил: “О, Боже! Ребенок опять все осквернил“. Гневу Джаганнатхи Мишры не было предела. Но брахман опять защитил Нимая. И тут появился Вишварупа, старший брат Нимая, красотой подобный Господу Балараме. Во всем творении Ему не было равных. Это было воплощение всей духовной силы и красоты. Старый брахман не отводя глаз смотрел на его утонченное лицо. Придя в себя, он наконец спросил: “Кто отец этого необыкновенного юноши?“. Узнав, что это старший сын хозяина, брахман радостно обнял Вишварупу со словами: “Как добродетельны Твои родители!“. Вишварупа почтительно поклонился брахману. “Мне грустно, что мы не почтили тебя прасадом. О господин, ты - океан милости! Я стыжусь просить тебя, но святые люди сострадательны к чужим бедам и всегда готовы одарить страждущих своей милостью. Сжалься над нами! Приготовь еще раз подношение для Господа, это избавит нашу семью от позора, и принесет Мне большое счастье“. Вишварупа поклонился, умоляюще сжимая в руках стопы святого гостя. И брахман, очарованный мальчиком, согласился. Вся семья в великом счастье принялась снова убирать кухню, воспевая имена Хари. Когда все было готово, Нимая уложили спать в дальней комнате, заперев дверь на ключ. А Джаганнатха Мишра сам встал у порога /2, с. 66 … 71/.
... Брахман красиво выложил все на подносе и сел перед алтарем. Но, пребывая в сердце каждого как Высшая Душа, Нимай знал об этом и по Своей беспричинной милости пожелал предстать перед брахманом и раскрыть Себя. По воле Верховного Господа весь дом уснул, и Он опять появился в комнате. Увидя Нимая, брахман стал звать на помощь, но никто его не услышал. Тогда Господь сказал: “О брахман, ты великая душа. Ты звалМеня, иЯпришел. Что в этом плохого? Ты читал мантры и возносил молитвы, призывая Меня, и вотЯперед тобой. РазвеЯмог не прийти? Ведь ты всегда думаешь обоМне“. И в это мгновение перед взором святого брахмана открылось удивительное видение. Верховный Господь предстал перед ним. У Него было восемь рук: в четырех Он держал раковину, диск, булаву и лотос; двумя другими ел масло, а еще двумя играл на флейте. Сраженный неожиданной картиной и непередаваемой любовью к Богу, брахман без сознания повалился на пол. Верховная Личность Господа - Шри Гаурасундара, океан милости - положил Свои трансцендентные ладони брахману на грудь. Этим прикосновением Он привел его в чувство. Но брахман оставался молчалив и неподвижен, словно утратил дар речи. Снова и снова он в обмороке валился на пол и, очнувшись, встал, охваченный величайшими духовными переживаниями. Он весь покрылся потом и дрожал, мурашки пробегали по телу. Больше он не владел собой, и слезы, словно мать Ганга, хлынули из глаз. Брахман держал в руках лотосные стопы Господа и рыдал. Всей душой он искал в них прибежища. Глядя на него, Верховный Господь Шри Гаурасундара заговорил, и сладостная улыбка заиграла у Него на устах: “Ты всегда думаешь обо Мне, и потому Я раскрылся тебе. Прежде Я появлялся перед тобой в доме Нанды Махараджи, таким, как ты видишь Меня сейчас, но ты забыл об этом. Тогда Меня звали Кришна, и жил Я в Гокуле. Теперь пройдя сотни святых мест в поисках Меня, по Моей беспричинной милости ты стал гостем в доме Джаганнатхи Мишры, чтобы приготовить для Меня что - нибудь вкусное. И в этой неожиданной встрече мы снова обменялись любовью. Я принял твое подношение еще вчера вечером. Рождение за рождением ты Мой верный слуга, и поэтому Я предстал перед тобой. Никто другой не знает Меня. Я раскрыл тебе сокровенную тайну, и ты должен хранить ее, пока Я остаюсь на Земле”. Старый брахман готов был петь и танцевать в великой радости. Как замечательны игры Господа! Однако, помня наказ Нимая, он не проронил ни слова, проведя в Навадвипе несколько счастливых дней и наслаждаясь детскими играми Нимая /2, с.72 … 74/.